• Полярный сон Гипербореи

    Александр и Марина Леонтьевы
    Фотографии:
    Всеволод Иванов, f9photos / Shutterstock.com

    В от уже много столетий – Айрьяна Ваэджо, Илаврита, Арктида, Гиперборея, Туле, Йотунхейм, Биармия, Гардарики – удивительные имена древнейших материков и стран, известные из древнеиндийских, древнеперсидских, античных, древнескандинавских, арабских и других источников, волнуют умы историков. Самое поразительное, что эти давно исчезнувшие с географических карт мира и почти стертые из человеческой памяти таинственные страны всегда были связаны только с одной частью света – Севером России.

    Относительно недавно (в конце XIX – начале XX века) ученые обнаружили упоминания о неведомых северных странах в произведениях, созданных еще несколько тысячелетий назад. И, что удивительно, оказывается, у людей остались воспоминания о далеком Севере даже со времен доледниковых и межледниковых периодов.

    В конце позапрошлого столетия некоторыми учеными была выдвинута так называемая полярная теория о происхождении человечества. Суть ее заключалась в следующем. При изучении древней ведической литературы исследователи столкнулись с очень любопытными описаниями природных явлений, как ни странно, абсолютно не соответствующими Индии, да и другим южным, близлежащим к ней странам. Это были, скорее, описания длинных полярных дней и ночей, полярных сияний, характерных только для дальнего Севера.

    Это дало повод выдвинуть предположение, что эпические произведения (или вначале это были устные предания, передаваемые из поколения в поколение) древних индусов и персов могли создаваться не на территории современных Индии или Ирана, а в Заполярье, поэтому прародину всех индоевропейских народов надо искать в этом далеком северном крае.

    Основоположником полярной теории считается известный ученый и общественный деятель XVIII века француз Жан Сильвен Байи. Продолжателем его взглядов стал американский историк, ректор Бостонского университета Уильям Ф.Уоррен, который на основе анализа древних мифов, легенд и преданий написал в 1885 году интереснейшую книгу «Найденный рай на Северном полюсе». В ходе исследований ученый пришел к заключению, что исходная земля (прародина) всех людей планеты должна располагаться в области Северного полюса и Заполярья. Что же обнаружил Уоррен в древних книгах Индии и Персии?

    В индийских «Пуранах» (слово purana переводится с санскрита – древний), которые были написаны еще в I тысячелетии до н. э., автор рассказывает о Земле, имевшей в то время семь континентов и семь великих морей. В центре главного континента Джамбудвипа (Древо Жизни), расположенного на Северном полюсе, стояла огромная гора Меру (в переводе с санскрита – ось или стержень). На этом континенте между двумя центральными хребтами лежало несколько стран, главнейшая из которых – Илаврита. В центре нее и находилась знаменитая гора Меру.

    На вершине горы расположена столица Илавриты – город бога Брахмы. Страну обтекает небесная река Ганга, ниспадающая с небесного озера Манаса Саровара, которая изливает воды в четыре земные реки, расходящиеся в разных направлениях, и тем самым как бы делит материк на четыре части. Мы специально заострили внимание на этих четырех реках. У писателей более поздней античной эпохи существует очень схожее описание другой северной страны – Гипербореи.

    Карта Герхарда Меркатора

    Сохранились две загадочные карты Герхарда Меркатора, где Гиперборея изображена в виде огромного арктического материка с высокой горой посередине. Одна карта датируется 1569 годом. Гиперборея нанесена на нее достаточно подробно в виде архипелага из четырёх огромных островов, отделённых друг от друга полноводными реками. На второй карте, кроме Гипербореи, есть северные побережья Евразии и Америки. На карте также имеется пролив между Азией и Америкой, открытый лишь в 1648 г. русским казаком Семеном Дежневым. По одной из версий, свои карты Меркатор копировал с изображений, найденных в египетских пирамидах. Судя по тем древним картам, северные воды тогда не замерзали, и путь в Индию через них был открыт.

    В другом памятнике древнеиндийской литературы конца 2-го тысячелетия до н. э. – в «Ведах» – имеются указания на полярную ночь и полярный день далеко на Севере, а также на Полярную звезду, созвездие Большая Медведица, то же самое говорится и о существовании центральной горы Меру (Махамеру).

    В индийском эпосе «Махабхарата» есть еще одно упоминание о горе Меру. В стране, где оказались герои, можно было видеть, как высоко восходит в небе Большая Медведица (Семеро Риши), как она вместе с другими созвездиями обходит неподвижную Полярную звезду: «На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру… на нем обитель Брахмы, здесь душа всех существ пребывает, Праджапати, все подвижное и неподвижное сотворивший… Великий Меру, непорочная благая обитель. Здесь находятся и вновь над горой восходят Семь Риши во главе с Васиштхтой».

    На Меру пребывают всесильные боги: Брахма, Вишну, Шива; там построен великолепный дворец Индры. Бог лучезарного солнца Сурья, взойдя на Меру, «дает бытие и его распределяет между всем подвижным и неподвижным». «Золотой горой» называют Меру, золотом блистают ее вершины.

    Известный ученый, историк Индии Бал Гангадхар Тилак (1856–1920), опубликовал в 1903 году книгу «Арктическая родина в Ведах». Анализируя древние тексты, написанные на ведическом санскрите, индийский ученый убедительно доказал, что арьи – предки индийцев в доледниковый и межледниковые периоды – обитали на Севере, так как климат арктических районов в то время был теплым и там мог быть иной растительный и животный мир. Около 10 – 8 тысяч лет назад, считал Тилак, под влиянием наступивших холодов они двинулись на юг. Тем самым ученый подтвердил исторический факт существования прародины арьев в арктическом регионе.

    В древнеиранской «Авесте», созданной в начале первого тысячелетия до нашей эры, описывается счастливая райская страна Айрьяна Ваэджо, первая область зарождения людей (ваэджо – зерно). Посреди нее, подобно древним источникам индийцев, возвышается небесная гора ХараБэрэзайти, которую создал творец Вселенной Ахура Мазда. На вершине горы он построил дворец для великого бога Митры, отсюда тот обозревает всю землю и встает над миром впереди солнца. Вершины Хара-Бэрэзайти, подобно сияющим пикам Меру, покрыты золотом, откуда по золотым руслам текут реки в океан под названием Воурукаша.

    Тилак, как и большинство ученых – приверженцев полярной теории, полагал, что «Авеста» и «Веды» являются двумя ветвями одного породившего их источника и эти священные книги индусов и персов можно считать, в отношении северной прародины человечества, как бы дополняющими одна другую. Но тут же ученый отмечает, что, хотя ни в преданиях, ни в легендах не встречается прямых указаний на праземли, расположенные на далеком Севере, и на причину, заставившую древних арьев покинуть свою родину и отправиться на далекий юг, все же в «Авесте», в отличие от «Вед», имеется больше сведений по интересующему его вопросу.

    В ней говорится, что после создания верховным богом Ахура Мазда шестнадцати областей, в каждую из этих земель злой дух Ангра Манью сразу же насылал различные бедствия, чтобы сделать ее непригодной для обитания человека. В первом фаргарде (отрывке) «Авесты» от имени бога говорится следующее:

    «Я превратил в благоприятную ту область, которая до этого не была нигде обитаема. Если бы я этого не сделал, все живое устремилось бы к Айрьяна Ваэджо.

    Я, Ахура Мазда, создал как первую лучшую область Айрьяна Ваэджо, прекрасного сотворения. Тогда Ангра Манью, разрушитель, создал в противоположность этому великого змея и зиму (или снег), создание дэвов. Там десять месяцев зимы и два месяца лета, и они холодны для воды, холодны для земли, холодны для деревьев. Туда приходит зима с худшими из своих бед». Несомненно, в чем надо согласиться с Тилаком и другими сторонниками полярной теории, так это в том, что Айрьяна Ваэджо являлась областью Арктики, ибо только там бывает в наши дни холодная зима длительностью в десять месяцев. И, как считают ученые, эти строки описывают наступление ледникового периода на материк, в незапамятные времена располагавшегося на Северном полюсе или в Заполярье.

    Понятно, что на территории современного Ирана таких продолжительных зим не бывает, и все это указывает на то, что процитированный текст описывает те места, где землю покрывал снег и лед. Древние персы называли этот северный священный материк – Хванирас, один из семи каршваров (материков), на котором, подобно Илаврите индусов, находилась благодатная страна Айрьяна Ваэджо (древнейшая родина иранцев) с центральной горой-осью Хара-Бэрэзайти.

    f9photos / Shutterstock.com

    Стоит отметить еще одну особенность: правителем Айрьяна Ваэджо стал человек по имени Йима, которому Ахура Мазда повелел вести народ по пути счастливой жизни и процветания, и Йима выполнил его волю, построив счастливую страну, пределы которой позже еще трижды раздвигал. Как увидим дальше, имя этого правителя очень напоминает божество Йомалли, правда, уже другой утерянной северной страны – Биармии, известной нам по древнескандинавским сагам.

    Именно Йиму верховный бог предупредил о том, что смертельная зима готова обрушиться на счастливую землю и все в ней умертвить. Для противостояния бедствию Ахура Мазда советует правителю Айрьяна Ваэджо создать вару (убежище) и сохранить там все семена живых существ и растений. Йима строит убежище, но там, как сообщает «Авеста», «лишь один раз в год всходили солнце, луна и звезды, и год казался одним лишь днем».  Это еще раз подтверждает, по мнению Тилака, крайне северное положение вары, так как, считает ученый, больше нигде на планете не обнаружить года длительностью в одни сутки.

    И что интересно, убежище Йимы очень напоминало описание библейского ковчега Ноя. Только вара спасала от стужи, снега и льда, а ковчег – от воды, но суть одна и та же, так как все это делалось для того, чтобы не погибнуть от какого-то мощного катаклизма или великого бедствия.

    Вероятнее всего, бедствия вызвали внезапное изменение климата в Айрьяна Ваэджо. По предположению ученых, в этой заполярной прекрасной стране прежде был мягкий и теплый климат, но с наступлением «роковой зимы», воцарившейся на десять месяцев, некогда райский благодатный край превратился в покрытую льдом и снегом пустыню. Так начинался период оледенения, считает Тилак. Ученый утверждает, что первые арьи жили в Арктике не после ледникового периода, а до него.

    Как известно, в истории Земли было несколько ледниковых периодов, средняя продолжительность которых, по мнению ученых, могла составлять от 70 до 120 тысяч лет. Когда ледники в очередной раз отступали, начинался относительно короткий межледниковый период в 15–20 тысяч лет.

    Предпоследний теплый межледниковый период отмечался 75–30 тысяч лет назад и получил название в нашей стране – микулинское межледниковье. Выходит, именно об этом времени говорит Тилак в своем исследовании, и тогда, судя по его логике, исход предков арийских народов со своей полярной родины должен был начаться с наступлением последнего ледникового периода, то есть почти 30–25 тысяч лет назад.

    На наш взгляд, приведенные научные данные лучше всего свидетельствуют о том, что древние предания и легенды индийцев, иранцев и других народов (имеются в виду египетская, аккадская, ассирийская, вавилонская, китайская, японская традиции, которых мы не приводили здесь) очень схожи и имеют какой-то общий источник. Каждое сказание упоминает о существовании каких-то неведомых северных земель, давным-давно исчезнувших.

    «На севере, где находится чистый, прекрасный, кроткий и желанный мир, в той части Земли, которая всех прекрасней, чище, обитают великие боги Кубена – семь мудрецов, сыновей бога-творца Брахмы, воплотившихся в семь звезд Большой Медведицы. И, наконец, там владыка вселенной – Рудрахара, носящий светлые косы, русобородый, всех существ предок. Для того чтобы достичь мира богов предков, надо преодолеть великие бескрайние горы, которые протянулись с запада на восток. Вокруг их золотых вершин совершает свой путь солнце. Над ними в темноте сияют семь звезд Большой Медведицы и расположенная неподвижно в центре мироздания Полярная звезда. С этих гор устремляются вниз все великие земные реки. Только одни из них текут на юг – к теплому морю, а другие на север – к белопенному океану. На вершинах этих гор шумят леса, поют дивные птицы, живут чудесные звери».

    Казалось бы, как эти описания из древних манускриптов Индии соотносятся с нашим Севером? Однако последние данные палеоклиматологов говорят, что от 130 до 70 тысяч лет назад северные территории между 55-ым и 70-ым градусами располагались в оптимальном климатическом режиме. Среднезимние температуры здесь были на 12 градусов выше, чем сейчас, а среднелетние – на 8. Это значит, что в те времена здесь был такой же климат, какой мы имеем сейчас на юге Франции или севере Испании.

    Из доклада этнолога, искусствоведа, кандидата исторических наук Светланы Жарниковой

    Интересны другие статьи выпуска «Страна северного ветра»?
    Содержание, анонсы, подписка на номер доступны в разделе «Купить журнал»

    Перейти в каталог