В нашем сознании многоженство чаще всего ассоциируется с правителями Востока и их гаремами. Но на самом деле оно встречается у многих народов. И, как это ни удивительно, в северных широтах такая форма семейной жизни была даже более разнообразной. Например, у ненцев и хантов многоженство существовало в формах левирата—так называется брак с вдовой брата, или сорората—женитьбы на двух сестрах.
Многоженство у хантов считалось признаком богатства, у ненцев—показателем статуса мужчины. Как складывались раньше семейные отношения, можно узнать из архивных документов 1795 года, согласно которым в Обдорской волости (сегодня это часть Ямало-Ненецкого автономного округа) было зарегистрировано 465 браков. И вот тут мы натыкаемся на интересную статистику. Оказывается, больше пятнадцати процентов охотников и оленеводов имело по две-три жены.
Впрочем, полигиния (так называют многоженство в научной среде) северных народов все же сильно отличалась от семейного уклада других этносов, которые жили в жарких странах. Чукчи, коряки, ненцы едва ли знали о существовании каких‑то гаремов. Да и причины привести в чум или ярангу еще одну жену были у них совершенно иными. Чаще всего жениться во второй раз заставляла неспособность первой супруги родить ребенка. Или ее болезнь, мешающая женщине управляться с домашним хозяйством во время кочевок.
Первым обычаи многоженства в Сибири описал финский ученый Матиас Кастрен, собиравший сведения о языках малочисленных северных народов Российской империи. Он писал, что северные ханты изредка брали в жены двух сестер и необязательно, чтобы одна из них была овдовевшей. А в случае смерти мужа сестры продолжали жить вместе.
Если в семье лесного ненца нужна была работница, то мальчику сватали взрослую девушку. Со временем он мог взять себе еще одну жену, молодую. В этом случае первая жена становится старшей женой (наlка пуша, букв.: «большая жена»), а вторая—младшей (нюча пуша, букв.: «маленькая жена»). Кстати, часто бывало, что именно старшая жена, которой уже было сложно справляться с детьми и хозяйством, предлагала привести ей помощницу.
Неоднократно приходилось читать о традициях многоженства и у эвенков, но впервые подобную реальную историю в подробностях я услышал во время командировки в Катангский район Иркутской области. Историю рассказала Ия Ивановна Цуркан, раскрывшая мне еще одну причину многоженства.
Читайте продолжение статьи в выпуске "Неизвестная Сибирь" №21, тема номера: «Живая вода Сибири».
«Неизвестная Сибирь» – журнал о настоящем. О настоящей жизни, настоящих людях, настоящих поступках, настоящей природе. Сибирь – символ настоящего.
Дата публикации 29.11.2023 г