Полигамия по-эвенкийски | Неизвестная Сибирь

Полигамия по-эвенкийски

В нашем сознании многоженство чаще всего ассоциируется с правителями Востока и их гаремами. Но на самом деле оно встречается у многих народов. И, как это ни удивительно, в северных широтах такая форма семейной жизни была даже более разнообразной. Например, у ненцев и хантов многоженство существовало в формах левирата—так называется брак с вдовой брата, или сорората—женитьбы на двух сестрах.

 

Многоженство у хантов считалось признаком богатства, у ненцев—показателем статуса мужчины. Как складывались раньше семейные отношения, можно узнать из архивных документов 1795 года, согласно которым в Обдорской волости (сегодня это часть Ямало-Ненецкого автономного округа) было зарегистрировано 465 браков. И вот тут мы натыкаемся на интересную статистику. Оказывается, больше пятнадцати процентов охотников и оленеводов имело по две-три жены.

 

Впрочем, полигиния (так называют многоженство в научной среде) северных народов все же сильно отличалась от семейного уклада других этносов, которые жили в жарких странах. Чукчи, коряки, ненцы едва ли знали о существовании каких‑то гаремов. Да и причины привести в чум или ярангу еще одну жену были у них совершенно иными. Чаще всего жениться во второй раз заставляла неспособность первой супруги родить ребенка. Или ее болезнь, мешающая женщине управляться с домашним хозяйством во время кочевок.

 

Первым обычаи многоженства в Сибири описал финский ученый Матиас Кастрен, собиравший сведения о языках малочисленных северных народов Российской империи. Он писал, что северные ханты изредка брали в жены двух сестер и необязательно, чтобы одна из них была овдовевшей. А в случае смерти мужа сестры продолжали жить вместе.

 

Если в  семье лесного ненца нужна была работница, то мальчику сватали взрослую девушку. Со временем он мог взять себе еще одну жену, молодую. В этом случае первая жена становится старшей женой (наlка пуша, букв.: «большая жена»), а вторая—младшей (нюча пуша, букв.: «маленькая жена»). Кстати, часто бывало, что именно старшая жена, которой уже было сложно справляться с детьми и хозяйством, предлагала привести ей помощницу.

 

Неоднократно приходилось читать о традициях многоженства и у эвенков, но впервые подобную реальную историю в подробностях я услышал во время командировки в Катангский район Иркутской области. Историю рассказала Ия Ивановна Цуркан, раскрывшая мне еще одну причину многоженства.

 

Читайте продолжение статьи в выпуске "Неизвестная Сибирь" №21, тема номера: «Живая вода Сибири». 

 

«Неизвестная Сибирь» – журнал о настоящем. О настоящей жизни, настоящих людях, настоящих поступках, настоящей природе. Сибирь – символ настоящего.



Дата публикации 29.11.2023 г

 

Статья из журнала Неизвестная Сибирь, №21.
Автор:Борис Слепнев
Фотографии:evgenii mitroshin / Shutterstock.com
Читайте также
  Иногда судьба выдает такие крутые кульбиты, что только диву даешься. Ну разве мог знать выпускник ...
  Его жизнь сплетена словно из двух сюжетов. По одной из версий, он играет спектакли на знамениты ...
    Сибирь всегда славилась первозданностью и чистотой природы. Считалась своеобразным «Ноевым ковч ...
Журнал успешно добавлен в корзину
Перейти в корзину
Ваша заявка на сотрудничество отправлена.
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.