На Алтае найдено более двухсот мест, где нанесены наскальные рисунки. Почётный гражданин города Бийска, бывший старший научный сотрудник краеведческого музея имени Бианки Борис Кадиков работал на сорока из них. Например, в урочище Калбак-Таш зафиксировано свыше пяти тысяч изображений, в Елангаше — их более девяноста тысяч.
В целом на Алтае, по оценке Бориса Хатмиевича, может насчитываться до полутора миллионов рисунков древних людей. Большие группы неизученных петроглифов располагаются на берегах реки, Байгол, в верховьях Чулышмана и в других местах Алтая.
Борис Кадиков увлёкся изучением петроглифов ещё в начале шестидесятых годов прошлого века. Тогда он обнаружил неподалёку от местечка Мендур-Соккон уникальные находки — рисунки с какими-то текстами.
Музейный работник из Бийска передал их копии крупнейшему нашему тюркологу Николаю Баскакову. Перевод этих надписей, как оказалось рунических, занял несколько лет. Один из текстов звучал так: «Он — тюрк Айтызикбек, он — мужественный брат мой, герой, знаменитый киргиз, погиб, преследуемый стрелами. То — его судьба, его смерть».
Так нашло подтверждение предположение учёных о том, что древние обитатели Алтая уже обладали письменностью. А почему бы и нет?! Ведь представители кочевых народов — поэты в душе, они не могли не выражать свои чувства.
Однако нанесением наскальных рисунков увлекались не только древние тюрки. Это занятие было присуще людям, жившим в Алтайских горах во все времена. Например, летом 2005 года экспедиция Бийского музея обнаружила рисунки эпохи палеолита — самые древние алтайские петроглифы, возраст которых составляет… порядка четырнадцати тысяч лет!
Древние мастера выбивали рисунки «чёрным камнем» — сколами кремния, которого и поныне много в Алтайских горах. В бронзовом и железном веках для этих целей использовали металлические предметы — клинки мечей, зубила.
Подчас рисунки выполнялись минеральными красками, но такие изображения сохранились лишь в пещерах, некоторых захоронениях и иных укромных местах.
Племена имели святилища — сакральные места, где их представители могли общаться с богами, испрашивать охотничью добычу. Там, наряду с традиционными изображениями животных, выбивались фигурки женщин-прародительниц в позе оранты — с поднятыми вверх руками, в пышных одеяниях из кож, в подвесках и ленточках. Такие жесты и костюмы характерны для шаманов и особенно — шаманок.
Изображения на камнях в урочище Елангаш, с очень большой вероятностью, принадлежат тому же автору, что и в Калбак-Таше. Это был алтайский Микеланджело. Ведь только великий художник способен изобразить, например, человека без души: на его груди — пустой квадрат. Но может быть, это существо с прозрачным телом — привидение?
Однако древние художники ещё не умели изображать перспективу, объём. Они размещали все фигуры в одной плоскости. Например, кони двигались друг за другом или были зеркально развёрнуты. Чаще всего древние верования выражались в изображениях, связанных с идеей возрождения жизни. Животное, убитое для того, чтобы прокормить племя, обязано было возродиться посредством нанесения на поверхности камня его изображения. Рисунки на скале и мольбы о благополучии природы и воспроизведении существ, по сути, были синонимами вечной жизни.
Читайте другие статьи в журнале “Неизвестная Сибирь” №22.
Проект реализуется в сотрудничестве с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. На
Ознакомиться с полным содержанием номера, а также приобрести журнал можно на нашем сайте с бесплатной доставкой по РФ.
Дата публикации 30.08.2024 г