Сибирячка с характером | Неизвестная Сибирь

Сибирячка с характером

 

 

ИЗ ПОСЛЕВОЕННОЙ НИЩЕТЫ — В АКТРИСЫ: ЗИГЗАГИ УДАЧИ ВАЛЕНТИНЫ ТАЛЫЗИНОЙ

 

Жизнь больше, чем кино. И все же есть актеры, без которых сложно представить не только наш кинематограф, но и нашу жизнь. Потому что многие их фильмы были настоящим событием для целой страны, на них мы выросли и до сих пор помним каждый эпизод.

 

Валентина Талызина—именно такая актриса. Про нее говорят, что она может сыграть любую роль. Хоть святую, хоть грешницу, хоть красавицу, хоть дурнушку…

 

Но в обычной жизни Талызина всегда остается собой. О ее сибирской прямоте и чувстве справедливости в актерских кругах ходят легенды, а сама актриса предельно искренна не только в отношениях с людьми, но и в рассказах о своей жизни.

 

ВОЕННОЕ ДЕТСТВО

 

Я родилась в Сибири. Но потом наша семья уехала жить в Белоруссию. В город Барановичи, который находится у границы с Польшей. А тут война…

 

22 июня 1941 года меня забрали из детского сада в двенадцать дня, а всего через час его разбомбили. Помню, отец тянул меня за руку, а я не хотела уходить. Но он утащил меня, фактически спас. Потом эвакуация. Вернулись назад и всю войну прожили в Борисовском зерносовхозе, в ста километрах от Омска. 

 

Что такое война? Я была в тылу, поэтому скажу так: это нищета, одни чулки, одна юбка, одно пальто, одна шапка. Нехватка всего. Слава Богу, мы выжили. Потому что у нас была кормилица—корова Зойка. Серенькая такая, скромная, неприметная коровка. Печку топили один раз, утром. А соседи у нас были учителя, они жили через огород. Так вот они топили печку вечером, мы ходили к ним греться и носили туда чугунок с картошкой, там ее варили. А на дно чугунка иногда клали маленький кусочек мяса. И, когда приходили домой, я сразу раскапывала картошку, чтобы его найти. По нынешним меркам это была страшная нищета. Хлеб, картошка, молоко, соленые огурцы… Все!

 

Кончилась война, но нищета осталась. И просвета все не было. Даже много лет спустя, когда я уже училась в ГИТИСе и приезжала домой. Ничего не менялось. Помню, в общежитии я вечером выстирала полотенце и повесила сушить, а утром его не стало. Так я рыдала в голос. Не из‑за полотенца, мне маму было жалко. Ведь она каким‑то чудом нашла это полотенце и отдала мне. А я не смогла сберечь.

 

Когда жили в Сибири, у нас вода была привозная. Она залегала глубоко, и ее трудно было добывать. Помню, что ведро стоило десять копеек. Мы наполняли водой большую кадку и страшно ею дорожили. Грели воду, мыли голову, а потом—тело. Той же водой.

 

В тазике! Какая ванная? О чем ты говоришь?! В то время я  и слова такого не слышала. В этой же воде стирали белье. Сливали ее и мыли пол. К этому моменту вода становилась как глицерин. Тяжелая маслянистая жидкость. И это запомнилось навсегда.

 

Даже в Москве, когда жила в студенческом общежитии и слышала, что на общей кухне понапрасну льется вода, я вскакивала и закрывала кран. Физически не могла это слышать. И до сих пор не могу.


ФОТОГРАФИЯ НА ПАМЯТЬ

 

Иной раз мне говорят: «Вот вы снимались в такой‑то картине…» Стреляй на месте—не помню. Начинают рассказывать—вспоминаю. Очень многое уходит из памяти, из жизни. Остается самая малость…

 

А вот с фильмом «Зигзаг удачи» не так. Он стоит для меня особняком. Больше, конечно, все помнят «Иронию судьбы», но и эту картину не занесло песком времени. Ее уже давным-давно растащили на цитаты. А все потому, что «Зигзаг удачи» сродни каждому из нас. В этой истории люди всегда узнавали себя и тех, кто рядом. Картина была зеркалом того времени.

 

Кстати, все, кто работал в фильме: и Рязанов, и Леонов, и Евстигнеев,—все вышли из бедной послевоенной жизни. И мечты у героев картины были робкие и наивные, если мерить нашими сегодняшними аппетитами. Мечтали о шубке на искусственном меху, фотоаппарате, лотерейном билете, а вместо ипотеки была касса взаимопомощи. Поэтому мне легко было играть Алевтину, она была часть меня, часть нашего времени.

 

Какой был Рязанов на съемках «Зигзага удачи»? Очень уверенный в себе. Вообще, я тебе скажу… Пусть это звучит с моей стороны как‑то некрасиво, но скажу. Он любил больше мужиков, чем баб. Правда! Он восторгался Евгением Леоновым, Женей Евстигнеевым, Георгием Бурковым.

 

А бабы? Ну Ирина Скобцева! Она была недоступна, жена самого Бондарчука. Не баран чихнул! А на меня Эльдар Александрович частенько кричал… Он же хотел снимать в этой роли Алису Фрейндлих, а она оказалась тогда беременной. И ему подсунули какую‑то Талызину!

 

Один очень толковый доктор искусствоведческих наук мне как‑то сказал: «Все бабы у Рязанова делились на две категории. Первая категория—музы, единомышленницы. Пошлое слово «любовница» говорить не хочу. А вторая категория—жена». Я ему тогда сказала: «Ну да, а я была домработницей у жены». Он улыбнулся…

 

Никаких обид у меня на Рязанова не было и нет, просто как помню, так и рассказываю. Когда картина была смонтирована, Эльдар Александрович предложил сделать общую фотографию на память. Но так, чтобы у всех были лица идиотов. Мы тогда дико хохотали и дурачились. Эту фотографию он мне подписал так: «С нежностью, Эльдар Рязанов…». Она у меня до сих пор в прихожей висит…

 

Читайте продолжение интервью в №18 «Миражи мироздания» журнала «Неизвестная Сибирь».

Подпишитесь на наши социальные сети и станьте поЧИТАТЕЛЕМ Сибири!

 

 

Дата публикации 31.08.2023 г.

 

Автор:Александр Ярошенко
Фотографии:Кирилла Каллиников
Читайте также
  Иногда судьба выдает такие крутые кульбиты, что только диву даешься. Ну разве мог знать выпускник ...
  Его жизнь сплетена словно из двух сюжетов. По одной из версий, он играет спектакли на знамениты ...
    Сибирь всегда славилась первозданностью и чистотой природы. Считалась своеобразным «Ноевым ковч ...
Журнал успешно добавлен в корзину
Перейти в корзину
Ваша заявка на сотрудничество отправлена.
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.