Александра Покрышкина считали баловнем судьбы. Наверное, со стороны действительно казалось, что он легко и просто поднимался к вершинам успеха. От мальчишки из обычной рабочей семьи до непревзойденного аса, любимца всей страны, маршала авиации. И только он сам да его близкие друзья знали, какой ценой давались эти победы.
Пройти всю войну от первого до последнего дня, несколько раз чудом избежать неминуемой смерти, едва не попасть под трибунал… Наверное, для этого и впрямь нужно было иметь немалый запас фарта. А еще —ума, таланта, несгибаемой воли и мужества. Даже удивительно, как это все сочеталось в одном человеке.
Он был лучшим истребителем, воевавшим против фашистов,—по крайней мере, так утверждал президент США Рузвельт. Он создал новую тактику воздушного боя и подготовил целую плеяду легендарных асов, многие из которых позже стали Героями Советского Союза. Он в одиночку наводил ужас на целые эскадрильи люфтваффе.
«Ахтунг, ахтунг! В воздухе Покрышкин!»—разносилось в немецком эфире. И это не какая‑то легенда. В кинохронике военных лет действительно можно услышать, как фашисты по радио предупреждают своих летчиков о появлении
в небе советского аса. Даже когда на покрышкинском истребителе вылетал другой пилот, небо мгновенно пустело: немцы хорошо знали его «Аэрокобру».
МЕЧТЫ О НЕБЕ
Он родился в Новониколаевске, в бедной семье. Из десяти детей у Покрышкиных еще в младенчестве умерло трое ребятишек. Но Саше была уготована иная судьба. Мальчик появился на свет в день иконы Божьей Матери «Благодатное Небо». И небо всегда притягивало его к себе.
Первый в своей жизни самолет Саша увидел в далеком 1923 году. Это был четырехмоторный аэроплан под названием «Сибревком», который совершал агитационный перелет из Москвы. Покрышкину тогда исполнилось десять
лет. Вместе с другими мальчишками он прибежал на пустырь посмотреть на приземлившееся чудо техники и, коснувшись дюралевого крыла, понял, что ничего другого в жизни не хочет—только летать.
Детские мечты вспыхивают так же быстро, как и гаснут. Но Саша Покрышкин «заболел небом» всерьез. Поначалу он попытался смастерить из бабкиной юбки парашют, потом сделал фанерные крылья и сиганул на них с крыши сарая. Друзья даже дали ему прозвище—Сашка-летчик. И он им гордился.
Путь от фанерных крыльев к первому вылету оказался не прост. Пришлось поработать и на стройке, и на заводе. В армии командование направило Покрышкина в Пермскую авиационно-техническую школу. Он думал, что это приблизит его к небу, но вышло наоборот: новая специальность лишь приковала его к земле. За несколько лет Покрышкин отправил 44 рапорта с просьбой отпустить его в летное училище. И получил столько же отказов. Хорошего авиатехника в то время найти было не легче, чем летчика.
Наконец он решается на отчаянный шаг. Дождавшись отпуска, Покрышкин приходит в местный аэроклуб, просит—нет, требует!—срочно принять его на курсы летчиков. Ему говорят—это невозможно, набор давно закончен. Но Покрышкин кого угодно может переупрямить. Всего за полмесяца отпуска он проходит всю годичную программу, сдает экзамены на отлично, а затем подает новый рапорт.
И командование части сдается. Покрышкина отпускают в Качинскую военную авиационную школу. Год учебы пролетел очень быстро. И вот он уже пилот 55‑го истребительного авиационного полка, прикрывающего в Молдавии наши западные границы. Однополчане посматривают на новичка с некоторым удивлением: Покрышкину двадцать шесть лет, его ровесники успели повоевать в Испании, на Халхин-Голе и командуют как минимум эскадрильями, а он всего лишь младший летчик. Неопытный, начинающий… Однако долго присматриваться к Покрышкину не пришлось. Началась война.
Памятник Александру Покрышкину в Новосибирске
Александр Покрышкин:
«А где-то далеко Новосибирск. Там мои родные, там мир моей юности. Каждая весточка из дому возвращала мои мысли к домику над Каменкой...»
Александр Иванович Покрышкин советский военный летчик, маршал авиации. Родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (Новосибирск). Прошел всю войну от первого до последнего дня, совершил более 650 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев. Покрышкин стал первым в истории страны трижды Героем Советского Союза и оставался единственным до самого конца войны (маршал Жуков получил свою третью Звезду только 1 июня 1945 года).
После победы над немцами Покрышкин окончил две военные академии, командовал различными частями истребительной авиацией ПВО. А в июле 1968 года был назначен заместителем главкома Войск ПВО СССР. В списке боевых наград Покрышкина—17 орденов СССР, 7 иностранных орденов и множество медалей. Он автор книг «Крылья истребителя», «Твоя почетная обязанность», «Небо войны», «Познать себя в бою».
Скончался Александр Иванович 13 ноября 1985 года в Москве. Его имя увековечено в названиях улиц и площадей, школ и техникумов, военных частей и самолетов. В честь Покрышкина названы малая планета и станция метро. А в Москве, Новосибирске и Краснодаре легендарному асу установлены памятники.
Читайте продолжение статьи о доблестных подвигах сибиряка в журнале №20 “Неизвестная Сибирь”. Проект “Летопись Победы”.
Ознакомиться с полным содержанием номера, а также приобрести журнал можно на нашем сайте с бесплатной доставкой по РФ.
Дата публикации 30.04.2024 г
«Неизвестная Сибирь» – журнал о настоящем. О настоящей жизни, настоящих людях, настоящих поступках, настоящей природе. Сибирь – символ настоящего.