Мы постепенно становимся заложниками «умных» войн
Сто лет назад разразилась Первая мировая война. Перед ее началом Россия предлагала навсегда запретить армиям использование пулеметов, которые считались тогда «бесчеловечным оружием» даже среди военных. Но это не вызвало понимания у европейских держав. А во время Первой мировой вопрос отпал сам собой – на полях сражений появилось куда более страшное оружие. От газовых атак солдаты на фронтах гибли тысячами.
Однако войны меняют не только оружие, но и человека. К сожалению, не в лучшую сторону. Например, еще во время наполеоновских походов кодекс чести не позволял целенаправленно уничтожать офицеров врага. Битва была чем-то вроде шахматной партии.
Спустя сто лет на такие глупости уже не разменивались. Потому что главной ударной силой на Первой мировой войне все больше становились не люди, а техника. Танки, огнеметы, авиация впервые вышли на оперативный простор именно тогда.
Впрочем, кое-какие представления о чести еще оставались и в начале ХХ века. Писатель Евгений Гришковец разыскал такую вот историю. Однажды российский базовый тральщик напоролся в Балтийском море на вражескую эскадру. А что такое «базовый тральщик»? Это маленькое суденышко, предназначенное для очистки акватории моря от мин. Кораблик, корпус которого был сделан из многослойной фанеры, чтобы магнитные мины не детонировали. Все вооружение его – пушечка, пригодная лишь для уничтожения всплывших мин. Раньше ее на флоте называли мухобойкой.
И вот этот самый тральщик с экипажем в 25 человек, выйдя из Кронштадта, оказался нос к носу с германской эскадрой, которая состояла из дредноута, пары крейсеров и нескольких эсминцев. Немцы, естественно, тут же просигналили, чтобы суденышко спустило Андреевский флаг и сдалось. Но русские моряки расчехлили единственную пушечку и предложили эскадре готовиться к бою. Самое интересное, что тральщик немцы не потопили, отпустили на все четыре стороны. Хотя хватило бы и одного снаряда. Просто их капитан понимал, что это не победа, а бесчестье и позор.
Догадываетесь, чем бы закончилась подобная встреча во время Второй мировой войны? Только за шесть месяцев 1942 года в Черном море фашистами были потоплены санитарные транспорты «Грузия», «Антон Чехов», «Советская Абхазия», «Сванетия», «Белосток», на которых находились тысячи раненых солдат, женщин и детей. Немецкие военные и глазом не моргнули. А вспомните американские ядерные бомбы в Хиросиме и Нагасаки…
Надеяться, что рыцарский кодекс чести вернется на поля сражений в обозримом будущем, увы, не приходится. Ученые давно заметили интересную закономерность – усовершенствование оружия, увеличение дистанции между противниками способствовало лишь более жесткому ведению войн. Для солдата, который не видит лицо врага, он становится обыкновенной мишенью, летчик, который жмет на кнопку, чтобы сбросить на город боекомплект бомб, успевает заметить лишь вспышки взрывов.
Отчасти именно поэтому так отличается процент жертв гражданского населения в Первой и Второй мировых войнах. Соотношение таково: Первая унесла 95% жизней военных и лишь 5% мирных жителей; потери Второй мировой войны – 33% участников боевых действий и 67% обычных граждан.
С тех пор прошло немало времени, наступила эра войн шестого поколения (которые еще принято называть «бесконтактными») и высокоточного оружия. Это, когда межконтинентальная ракета способна пролететь огромное расстояние и поразить цель с точностью до нескольких метров.
Однако на наших глазах кардинально меняется не только арсенал войны, но и само представление о ней. Ее ключевыми терминами становятся не «огневая мощь» или «преимущество в живой силе», а «человеческий мозг», «система ценностей противника», «информация». А это значит, что законы ведения войны постараются постепенно «имплантировать» в сознание миллионов людей. Ведь как сказал кто-то из полководцев, все победы и поражения вначале происходят в наших головах.