Черно-белые путешествия | Неизвестная Сибирь

ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Андрей Котлярчук

Люди всегда интересовались путешествиями. И потому рассказы странников, купцов, ратников издавна пользовались особым вниманием. Кроме военных или торговых походов правители древних государств время от времени снаряжали и чисто исследовательские экспедиции. Благодаря древним хроникам нам известно о трёхлетнем путешествии финикийцев вокруг Африки, о морских походах китайцев, о плаваниях русских поморов к берегам Аляски.

Рукописи-отчёты иногда снабжались незатейливыми рисунками. Первыми подробно зарисовывать интересные находки, типы людей и пейзажи стали англичане. Гравюры далёких земель среди аристократии были очень популярны. Однако появление фотографии в научных экспедициях открыло совершенно новую эпоху.

Первые снимки

Мало кто знает, что первые российские снимки путешествий пришли из Сибири. Всего через год после изобретения фотографии русский исследователь Григорий Силыч Карелин отправился в экспедицию по отрогам Алтайских гор. К сожалению, сейчас увидеть плоды его трудов невозможно, они утеряны, но начало было положено.

Тем временем фотография не стояла на месте. Она развивалась. Благодаря стараниям нашего инженера Алексея Грекова экспозиция одного кадра стала занимать не полчаса, как раньше, а всего лишь ПЯТЬ минут!

Прорыв в технологии съемки заметил Сергей Львович Левицкий. В 1840 году фотограф приобрёл этот усовершенствованный «дагерротипный снаряд», а через несколько лет отправился с ним в экспедицию на Северный Кавказ.

Левицкому удалось привезти немало замечательных дагерротипов с видами горных вершин, которые волею судьбы попали к французскому оптику Шевалье. А тот, пользуясь случаем (в камере Левицкого стоял объектив его фирмы), выставил фотографии в своей витрине на Парижской выставке. И получил… медаль! Это была первая в истории фотографии медаль за художественные снимки.

Первый фотоальбом

В 1870 году случилось еще одно важное событие в истории отечественной фотографии. И опять оно было напрямую связано с Сибирью. Петербургский книгоиздатель Риккер выпустил пятитомный альбом, где он опубликовал триста семьдесят снимков фотографа Брэна. Альбом назывался «Виды Амура, Восточной и Западной Сибири и Урала», а особенность его заключалась в том, что издание впервые предназначалось для широкой публики.

Первый том издания Риккер посвятил Амуру, второй и третий – Восточной Сибири, четвёртый – Западной Сибири, а пятый – Уралу. Издание пользовалось успехом. Современник альбома писал, что среди поразительных сибирских красот множество «почти вовсе незнакомых не только Европе, но и самим русским». Впрочем, ситуация с тех пор почти не изменилась.

Столичные жители благосклонно приняли фотоальбом, но не знали, с какими трудностями и опасностями приходилось сталкиваться тогда фотографам-путешественникам. Объём поклажи, куда входили ящики со стеклянными пластинами для фотосъемки, палатка и химическая лаборатория, отпугивал многих начальников экспедиций. Ведь преодолевать экспедициям обычно приходилось и высокогорные участки, и непроходимую тайгу, и бурные реки. Кроме того, любая стычка с местными жителями могла полностью уничтожить хрупкие плоды многомесячного труда.

Первая женщина-фотограф

Интересно, что тяготы путешествий, связанные с поклажей для фотосъемки, не были стопроцентной прерогативой мужчин. В семидесятые годы девятнадцатого столетия у нас в стране хорошо знали имя Любови Полторацкой, которая сопровождала своего супруга во всех сибирских экспедициях и была, пожалуй, первой женщиной-фотографом, сделавшей весомый вклад в изучение азиатских просторов России, а также их обитателей.

Путешествуя с экспедициями, Любовь Полторацкая снимает жизнь жителей верховьев Чёрного Иртыша, поднимается на «Катунские Альпы», впервые привозит снимки горы Белухи. На её пластинах запечатлена река Катунь, живописные пороги Бухтармы, Рахмановское озеро, берега реки Ульбы.

Результатом этой колоссальной работы стал альбом «Виды и типы Западной Сибири», а также Большая серебряная медаль Московской антропологической выставки. Пятьдесят с лишним снимков знакомили столичных жителей не только с природными ландшафтами, но и с жизнью кочевников. В объектив ее фотоаппарата попали аулы, зимовки, костюмы алтайцев, орнаменты на юртах и многое другое.

Журнал «Известия Русского Географического Общества» в 1882 году писал: «Грандиозная красота этого края приводила в восторг людей, видевших знаменитейшие по своей красоте местности Старого и Нового света».

Первые кадры Севера

Сто пятьдесят лет назад географы весьма смутно представляли себе картины крайнего Севера. Его уходящие за горизонт ледовые поля, жизнь обитателей тундры находились где-то на окраине научных знаний и были знакомы ученым лишь по отдельным описаниям и примитивным зарисовкам.

Фотографы-одиночки не решались на поездки в отдалённые дикие места, а в экспедиции их не брали. О причине этого мы уже говорили: фотографы вынуждены были снимать на тяжёлые стеклянные пластины размером 20х30 и 30х40 см, и даже на 50х60 см!

Пластины тщательно упаковывались в ящики, к ним добавлялись упаковки с химреактивами, массивные объективы, в которых были линзы величиною с блюдце, и светонепроницаемая палатка.

Надо ли говорить, что для каждого снимка приходилось раскладывать палатку, а потом долго готовить пластину для съемки? И это в условиях Крайнего Севера!

Однако в 1866 году нашелся все же человек, с которого и начался отсчет северной фотолетописи. Иннокентий Александрович Лопатин был начальником экспедиции в Туруханском крае. Маршрут экспедиции к берегам Енисея проходил по глухим местам, но это не повлияло на решимость Лопатина взять с собой фотографа. В итоге удалось отснять тридцать пять стеклянных негативов большого формата с портретами местных жителей и пейзажами.


В 1867 году в Москве открылась Всероссийская этнографическая выставка. В ее экспозиции было представлено более 2000 фотографий, сделанных профессионалами и любителями. Выставка имела грандиозный успех. На ее открытии будущий конструктор самолета Александр Федорович Можайский говорил: «Мы, русские, еще не так давно ограничивались изучением почти только того, что относится до Западной Европы. Между тем как Россия в научном отношении представляет столько же или еще более интереса, чем западные страны».


 

Статья из журнала Неизвестная Сибирь, №5/6.
Автор:Андрей Котлярчук
Читайте также
  Адон-Челон в переводе с бурятского языка означает «табун каменных лошадей», или «табун камней». ...
    Есть в наших северных краях растение, которое я безбожно ругаю и люблю одновременно,—это кедров ...
Бесплатное кафе для пенсионеров «Добродомик» открылось в Новосибирске. Новое помещение социальной с ...
Журнал успешно добавлен в корзину
Перейти в корзину
Ваша заявка на сотрудничество отправлена.
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.