Вот уже много столетий – Айрьяна Ваэджо, Илаврита, Арктида, Гиперборея, Туле, Йотунхейм, Биармия, Гардарики – удивительные имена древнейших материков и стран, известные из древнеиндийских, древнеперсидских, античных, древнескандинавских, арабских и других источников, волнуют умы историков. Самое поразительное, что эти давно исчезнувшие с географических карт мира и почти стертые из человеческой памяти таинственные страны всегда были связаны только с одной частью света – Севером России.
Относительно недавно (в конце XIX – начале XX века) ученые обнаружили упоминания о неведомых северных странах в произведениях, созданных еще несколько тысячелетий назад. И, что удивительно, оказывается, у людей остались воспоминания о далеком Севере даже со времен доледниковых и межледниковых периодов.
В конце позапрошлого столетия некоторыми учеными была выдвинута так называемая полярная теория о происхождении человечества. Суть ее заключалась в следующем. При изучении древней ведической литературы исследователи столкнулись с очень любопытными описаниями природных явлений, как ни странно, абсолютно не соответствующими Индии, да и другим южным, близлежащим к ней странам. Это были, скорее, описания длинных полярных дней и ночей, полярных сияний, характерных только для дальнего Севера.
Это дало повод выдвинуть предположение, что эпические произведения (или вначале это были устные предания, передаваемые из поколения в поколение) древних индусов и персов могли создаваться не на территории современных Индии или Ирана, а в Заполярье, поэтому прародину всех индоевропейских народов надо искать в этом далеком северном крае.
Основоположником полярной теории считается известный ученый и общественный деятель XVIII века француз Жан Сильвен Байи. Продолжателем его взглядов стал американский историк, ректор Бостонского университета Уильям Ф.Уоррен, который на основе анализа древних мифов, легенд и преданий написал в 1885 году интереснейшую книгу «Найденный рай на Северном полюсе». В ходе исследований ученый пришел к заключению, что исходная земля (прародина) всех людей планеты должна располагаться в области Северного полюса и Заполярья. Что же обнаружил Уоррен в древних книгах Индии и Персии?
В индийских «Пуранах» (слово purana переводится с санскрита – древний), которые были написаны еще в I тысячелетии до н. э., автор рассказывает о Земле, имевшей в то время семь континентов и семь великих морей. В центре главного континента Джамбудвипа (Древо Жизни), расположенного на Северном полюсе, стояла огромная гора Меру (в переводе с санскрита – ось или стержень). На этом континенте между двумя центральными хребтами лежало несколько стран, главнейшая из которых – Илаврита. В центре нее и находилась знаменитая гора Меру.
На вершине горы расположена столица Илавриты – город бога Брахмы. Страну обтекает небесная река Ганга, ниспадающая с небесного озера Манаса Саровара, которая изливает воды в четыре земные реки, расходящиеся в разных направлениях, и тем самым как бы делит материк на четыре части. Мы специально заострили внимание на этих четырех реках. У писателей более поздней античной эпохи существует очень схожее описание другой северной страны – Гипербореи.
Сохранились две загадочные карты Герхарда Меркатора, где Гиперборея изображена в виде огромного арктического материка с высокой горой посередине. Одна карта датируется 1569 годом. Гиперборея нанесена на нее достаточно подробно в виде архипелага из четырёх огромных островов, отделённых друг от друга полноводными реками. На второй карте, кроме Гипербореи, есть северные побережья Евразии и Америки. На карте также имеется пролив между Азией и Америкой, открытый лишь в 1648 г. русским казаком Семеном Дежневым. По одной из версий, свои карты Меркатор копировал с изображений, найденных в египетских пирамидах. Судя по тем древним картам, северные воды тогда не замерзали, и путь в Индию через них был открыт.
В другом памятнике древнеиндийской литературы конца 2-го тысячелетия до н. э. – в «Ведах» – имеются указания на полярную ночь и полярный день далеко на Севере, а также на Полярную звезду, созвездие Большая Медведица, то же самое говорится и о существовании центральной горы Меру (Махамеру).
В индийском эпосе «Махабхарата» есть еще одно упоминание о горе Меру. В стране, где оказались герои, можно было видеть, как высоко восходит в небе Большая Медведица (Семеро Риши), как она вместе с другими созвездиями обходит неподвижную Полярную звезду: «На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру… на нем обитель Брахмы, здесь душа всех существ пребывает, Праджапати, все подвижное и неподвижное сотворивший… Великий Меру, непорочная благая обитель. Здесь находятся и вновь над горой восходят Семь Риши во главе с Васиштхтой».
На Меру пребывают всесильные боги: Брахма, Вишну, Шива; там построен великолепный дворец Индры. Бог лучезарного солнца Сурья, взойдя на Меру, «дает бытие и его распределяет между всем подвижным и неподвижным». «Золотой горой» называют Меру, золотом блистают ее вершины.
Известный ученый, историк Индии Бал Гангадхар Тилак (1856–1920), опубликовал в 1903 году книгу «Арктическая родина в Ведах». Анализируя древние тексты, написанные на ведическом санскрите, индийский ученый убедительно доказал, что арьи – предки индийцев в доледниковый и межледниковые периоды – обитали на Севере, так как климат арктических районов в то время был теплым и там мог быть иной растительный и животный мир. Около 10 – 8 тысяч лет назад, считал Тилак, под влиянием наступивших холодов они двинулись на юг. Тем самым ученый подтвердил исторический факт существования прародины арьев в арктическом регионе.
В древнеиранской «Авесте», созданной в начале первого тысячелетия до нашей эры, описывается счастливая райская страна Айрьяна Ваэджо, первая область зарождения людей (ваэджо – зерно). Посреди нее, подобно древним источникам индийцев, возвышается небесная гора ХараБэрэзайти, которую создал творец Вселенной Ахура Мазда. На вершине горы он построил дворец для великого бога Митры, отсюда тот обозревает всю землю и встает над миром впереди солнца. Вершины Хара-Бэрэзайти, подобно сияющим пикам Меру, покрыты золотом, откуда по золотым руслам текут реки в океан под названием Воурукаша.
Тилак, как и большинство ученых – приверженцев полярной теории, полагал, что «Авеста» и «Веды» являются двумя ветвями одного породившего их источника и эти священные книги индусов и персов можно считать, в отношении северной прародины человечества, как бы дополняющими одна другую. Но тут же ученый отмечает, что, хотя ни в преданиях, ни в легендах не встречается прямых указаний на праземли, расположенные на далеком Севере, и на причину, заставившую древних арьев покинуть свою родину и отправиться на далекий юг, все же в «Авесте», в отличие от «Вед», имеется больше сведений по интересующему его вопросу.
Продолжение статьи читайте в выпуске "Неизвестная Сибирь" №11, «Страна северного ветра».
Интересны другие статьи выпуска «Страна северного ветра»?
Содержание, анонсы, подписка на номер доступны в разделе «Купить журнал»
Понравилась эта статья? Поделись с друзьями и стань поЧИТАТЕЛЕМ Сибири!